Никто не заинтересован лечить гепатит у ВИЧ-инфицированных

Межрегиональная общественная организация
содействия пациентам с вирусными гепатитами

8 800 775-9200

Хронический гепатит, фиброз, цирроз... следующая остановка рак печени? Не обязательно! Читайте подробно о диагностике и лечении рака печени


Наши партнеры


Горячая линия правовой помощи

8 800 500-8266

По будням с 13:00-17:00 мск.


Записаться к врачу
в Московской области

8 800 550-5030

КРУГЛОСУТОЧНО


Горячая линия для онкобольных

8 800 100-0191

КРУГЛОСУТОЧНО


Горячая линия Росздравнадзора

8 800 550-9903

КРУГЛОСУТОЧНО


Горячая линия Роспотребнадзора

8 800 555-4943

КРУГЛОСУТОЧНО


Через месяц будет отмечаться Всемирный день борьбы со СПИДом. Это еще один повод вспомнить, что хронические вирусные гепатиты являются одной из ведущих причин смерти ВИЧ-инфицированных пациентов – вне зависимости от обеспеченности таких пациентов АРВТ и приверженности лечению ВИЧ-инфекции.

На этом фоне мы продолжаем переписку с Минздравом по поводу обеспеченности, а точнее необеспеченности ВИЧ-инфицированных пациентов терапией гепатита С, которая должна централизованно закупаться в рамках постановления 1512. (Начало можно прочитать здесь) Наконец-то мы дождались ответа (прилагается) на наш очередной запрос (прилагается) . Сказать, что мы удивлены и разочарованы, не сказать ничего!

Прежде всего хотим отметить, что крайне сложно выстраивать с Минздравом диалог, когда на запросы каждый раз отвечают разные люди и разные департаменты, а значит они не в курсе предыдущей переписки и в целом сути вопроса. Не мудрено, что мы получаем формальные ответы.

На этот раз почетная обязанность ответить нам выпала департаменту регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий.

По факту нас интересует один вопрос: почему полтора года для ВИЧ-инфицированных не закупают терапию гепатита С и когда будут выполнены одобренные в 2022 году заявки, а ответ посвящен регулированию закупок препаратов для ВИЧ-инфицированных. Но даже формальный ответ на вопрос, о дискриминации ВИЧ-инфицированных пациентов в вопросе закупок препаратов для лечения у них гепатита С, оказался неверным.

Более чем две страницы старательная сотрудница Минздрава посвятила перечислению длинных названий документов, вот только прочитать их у нее времени нет. «Таким образом считаем обращение общественной организации содействия пациентам с вирусными гепатитами «Вместе против гепатита» о том, что данная группа пациентов не может получить лечение гепатита С за счет средств ОМС некорректным,» – радостно заключает на третьей странице ответа госпожа Шилова.

Позвольте, на 33 странице Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. №2497 черным по белому написано: «за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение: /…/ оказания медицинской помощи больным с гепатитом С (за исключением случаев предоставления лекарственных препаратов, централизованно закупаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации, больным с гепатитом С в сочетании с ВИЧ-инфекцией) в соответствии с клиническими рекомендациями.»

В Критериях оказания медицинской помощи больным с гепатитом С в условиях дневного стационара и стационарных условиях в соответствии с клиническими рекомендациями, оплата которой осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.02.2023 №70-н лечение гепатита С у ВИЧ-инфицированных также нигде не упоминается.

Более того, в приложении к письму Министерства здравоохранения Российской Федерации №30-4/2226 от 28.06.2023 в адрес Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащем разъяснении к приказу №70-н от 27.02.2023, четко написано: в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №2497 от 29.12.2022, которым утверждена Программа госгарантий на 2023 год, лечение хронического гепатита С у пациентов с коинфекцией ВИЧ за счет средств Фонда ОМС не проводится.

Да, Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 3468-р от 21 декабря 2020 г., предусмотрено «финансирование реализации Стратегии /…/ за счет средств /…/ бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет иных источников финансирования,» но «обязательное медицинской страхование» в Стратегии не упоминается ни одного раза.

К тому же, хочу обратить внимание, что в иерархии правовых документов Постановление Правительства РФ имеет более высокую силу, чем его же распоряжение и уж, тем более, приказ Минздрава. А значит ВИЧ-инфицированные пациенты не имеют возможности получить терапию гепатита С за счет средств обязательного медицинского страхования и ответ, данный юристом Минздрава неверный.

Цель Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации: предупреждение распространения ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации путем достижения постоянного снижения числа новых случаев ВИЧ-инфекции среди населения и снижения смертности от заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией и СПИДом, чтобы к 2030 году это заболевание перестало быть угрозой общественному здоровью. Хронические вирусные гепатиты не являются заболеваниями, ассоциированными с ВИЧ-инфекцией – у них просто общий путь передачи. Слово гепатит в документе встречается всего 3 раза. ОМС, обязательное медицинское страхование – ни разу.

Да, Стратегией предусмотрена возможность «для обеспечения достижения максимальных значений целевых показателей реализации Стратегии субъектам Российской Федерации необходимо предусматривать соответствующее финансирование мероприятий по увеличению охвата медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию населения и антиретровирусной терапией лиц с ВИЧ-инфекцией.»

Так вот, в этой цитате из Стратегии речь идет только о увеличении охвата медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию населения и антиретровирусной терапией лиц с ВИЧ-инфекцией, а среди целевых показателей Стратегии нет ни одного показателя, связанного с гепатитами.

Приходится констатировать, что никто не заинтересован в лечении гепатита С у ВИЧ-инфицированных пациентов.

В ситуации хронического дефицита финансирования программы (в последнем абзаце ответа Минздрава указано, что уже сейчас закупки осуществляются за счет бюджета 2024 года) закупать препараты для лечения гепатита С будут в минимальном количестве.

В последние дни июня было объявлено три аукциона, в рамках которых предполагается купить 388 упаковок Эпклюзы (софосбувир+велпатасвир) для лечения 129 пациентов, 84 упаковок Мавирета (глекапревир+пибрентасвир) – на 42 пациента и 33 (тридцати трех) упаковок даклатасвира для 11 (одиннадцати) пациентов. Это на всю страну!

По нашим данным, в 2023 году терапию гепатита С получат 2,5 тыс ВИЧ-инфицированных пациента. Из них всего 173 (сто семьдесят три) пациента, инфицированных вирусом гепатита С 2 или 3 генотипа. А заявка подавалась почти на 65 тыс.

Что делать?

Менять целевые показатели Стратегии. Учитывать, что значительное количество ВИЧ-инфицированных пациентов (по некоторым данным, до 30%) также больны хроническим вирусным гепатитом С, что хронические вирусные гепатиты являются одной из ведущих причин смерти ВИЧ-инфицированных пациентов – вне зависимости от обеспеченности таких пациентов АРВТ и приверженности лечению ВИЧ-инфекции, что риск смерти, связанной с поражением печени, у больных с коинфекцией ВИЧ/ВГС в 6,2–11,7 раз выше, чем у лиц с моноинфекцией ВИЧ.

К сожалению, пока в Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации не появятся целевые показатели по охвату терапией гепатита С, на наш взгляд, бессмысленно надеяться, что ВИЧ-инфицированных будут лечить от гепатита.

2023.11.08-012023.11.08-022023.11.08-032023.11.08-042023.11.08-05