Ученые признали новую питательную среду пригодной для разработки противовирусных лекарств

Сотрудники Института молекулярной биологии им. Энгельгардта (ИМБ) РАН выяснили, что новая культуральная среда Plasmax, имитирующая состав плазмы крови человека, может быть использована для создания противовирусных препаратов, в том числе против гепатита С..

Результаты работы опубликовал научный журнал Antioxidants, кратко об этом пишет пресс-служба Минобрнауки. «Ученые ИМБ РАН изучили, как влияет на метаболизм клеток новая культуральная среда, созданная в Университете Глазго. <...> Новые культуральные среды помогут в изучении изменений метаболизма клеток. Измененные вирусом метаболические пути могут служить мишенью как для создания противовирусных препаратов, так и лекарств, которые будут препятствовать появлению вирус-ассоциированных патологий, в том числе и при коронавирусной инфекции», - говорится в сообщении.

Культуры клеток, выращиваемые «в пробирке» (in vitro), активно используются в генетике, биотехнологии, вирусологии и смежных дисциплинах. Для работы ученые используют питательные среды, которые способствуют быстрому росту клеток и неистощимости среды. Однако такой метод имеет минусы: отсутствие многих компонентов, обычных для человеческого организма, и завышенные концентрации других компонентов, например, уровень глюкозы. Эти различия сами по себе меняют метаболизм клеток и нарушают пути передачи сигнала.

Две группы исследователей из Университета Глазго и Массачусетского технологического института ранее предложили свои сходные между собой варианты культуральных сред, имитирующих состав плазмы крови человека. Ученые ИМБ РАН в новой работе изучили одну из них - Plasmax. Исследование было проведено совместно с Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи и Лионским центром раковых исследований (Lyon Cancer Research Center).

«Мы выяснили, что эта среда усиливает дыхание митохондрий. У различных РНК-вирусов (к ним относится, например, SARS-CoV-2, вирусы гриппа, гепатита С) падает уровень и скорость репликации (способность к размножению). Новая клеточная среда Plasmax тем не менее поддерживает их репликацию, просто не на таком высоком уровне, как в случае с классическими средами. При этом вирусы вызывают такой же сильный окислительный стресс, как и в классических средах. Однако если их «нормировать» - поделить на единицу вируса, то получается, что эффект вируса на редокс-системы клетки более выражен», - сказал один из авторов исследования, сотрудник ИМБ РАН Александр Иванов.

Как пояснил ученый, выяснилось, что среда Plasmax пригодна для изучения функций митохондрий и изучения вирусных инфекций. Кроме того, эти среды точно можно использовать для изучения редокс-биологии и окислительного стресса.