Мнение экспертов: гепатит С у подростков уже можно победить

Межрегиональная общественная организация
содействия пациентам с вирусными гепатитами

8 800 775-9200

Хронический гепатит, фиброз, цирроз... следующая остановка рак печени? Не обязательно! Читайте подробно о диагностике и лечении рака печени


Наши партнеры


Горячая линия правовой помощи

8 800 500-8266

По будням с 13:00-17:00 мск.


Записаться к врачу
в Московской области

8 800 550-5030

КРУГЛОСУТОЧНО


Горячая линия для онкобольных

8 800 100-0191

КРУГЛОСУТОЧНО


Горячая линия Росздравнадзора

8 800 550-9903

КРУГЛОСУТОЧНО


Горячая линия Роспотребнадзора

8 800 555-4943

КРУГЛОСУТОЧНО


В России 7 тысяч подростков заражены гепатитом С. Эта болезнь развивается не сразу, а постепенно, но последствия ее фатальны.  К тому же такой диагноз в два раза повышает смертность от ряда других хронических заболеваний. Поэтому вирус гепатита С сами больные сравнивают с миной замедленного действия. Но сегодня есть возможность обезвредить эту бомбу.

71 млн человек в мире живут с гепатитом С. И с каждым годом их число увеличивается в среднем на 1,75 млн.

Снизить бремя болезни

В России этим грозным вирусом заражены от 3 до 5 млн человек (ежегодный прирост составляет около 45 тысяч человек). И каждый год по этой причине погибает около 17 тысяч человек. Сказать точнее статистика не берется, поскольку до сих пор такой диагноз бывает чаще всего случайной находкой. Как правило, эта болезнь развивается медленно, длительное время без специфических симптомов. Тем не менее именно последствия гепатита С (цирроз и рак печени) являются седьмой причиной смертности людей в мире. И смертность от этой болезни, в отличие большинства других инфекций, год от года не снижается, а лишь растет. Так, с начала века она увеличилась на 22%. Поэтому ВОЗ объявила решительную борьбу за элиминацию вирусного гепатита С в мире к 2030 году. К этому сроку планируется на 60% снизить смертность от этой инфекции и на 90% уменьшить число новых случаев заболевания. Если в 2015 году от последствий гепатита С в мире скончалось более 1,4 млн человек, то к 2030-му количество таких случаев, по мнению ВОЗ, должно быть не более 56 тысяч.

Без вины виноватые

Наибольшая группа риска по этому заболеванию (во всяком случае, в нашей стране) — люди от 30 до 50 лет. Однако болеют и совсем молодые люди, и даже дети. Многие из них долгое время даже не догадываются о своем диагнозе, поскольку в список обязательных исследований, которые положено проходить перед поступлением в садик или в школу, анализы на маркеры вирусных гепатитов не входят. Тем не менее у 4% больных гепатитом детей развивается цирроз печени.

Многие люди до сих пор считают, что больные гепатитом С — это маргиналы, наркоманы и проститутки, сами виноватые в своей болезни. На самом же деле это далеко не так (например, половой путь передачи вируса крайне редкий, ведь более важен контакт с кровью, а не с другими биологическими жидкостями). Часть юных пациентов получила вирус от инфицированных матерей. И, хотя плацентарный барьер может предохранять плод от внутриутробного заражения, так происходит не всегда. Дети могут заражаться в процессе родов. Кто-то инфицировался, сделав татуировку, пирсинг или маникюр в случайном месте. Можно инфицироваться и у стоматолога. Часть больных получили вирус гепатита С во время лечения других заболеваний. «Среди таких пациентов, — рассказал председатель Всероссийского союза пациентов, президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулёв, — дети и взрослые с иммунологическими нарушениями, гематологическими и онкогематологическими заболеваниями, а также болезнями почек, нуждающиеся в регулярном гемодиализе».

Стигма вокруг гепатита С по-прежнему является огромной проблемой. Узнав о таком диагнозе у ребенка, одноклассники, их родители и порой даже учителя создают условия для изоляции ребенка, нанося ему психологическую травму. Поэтому родители больных детей берегут эту тайну от окружающих. Все эксперты считают, что первым делом надо снять стигму вокруг заболевания и добиться того, чтобы люди перестали бояться и притеснять людей с этим диагнозом.

Требовать от других и от себя

К сожалению, до сих пор не удалось полностью исключить риск заражения опасным вирусом через кровь: всем памятна история в Благовещенске, где в больнице заразилось много детей с онкогематологическими заболеваниями. Для таких пациентов вирус гепатита С особенно опасен. Юрий Жулёв рассказывает, что больные гемофилией сегодня часто умирают не от основного заболевания, а от осложнений, к которым привел хронический гепатит С. То же самое относится и к людям с ВИЧ и другими тяжелыми болезнями. Например, известно, что при гепатите С значительно повышаются риски смерти от сердечно-сосудистых, онкологических и ряда других заболеваний.

«В последние 20 лет серьезно поменялась ситуация в плане ужесточения мер профилактики гепатита С в медучреждениях. Появились  расширенные возможности диагностики гепатита С (анализы на антитела, ПЦР-тесты, которые выявляют даже единичные вирусные частицы в крови). Вся донорская кровь сегодня тщательно проверяется, поэтому риск заражения гепатитом С в медучреждении  минимален», — говорит главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава РФ, д. м. н., профессор кафедры инфекционных болезней медико-профилактического факультета первого МГМУ им И. М. Сеченова, заместитель директора ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний» Министерства здравоохранения РФ Владимир Чуланов. Кровь доноров также обязательно карантинизируется. Дело в том, что существует так называемое серонегативное окно, когда вирус не определяется в крови. Поэтому проверенную на вирусы донорскую кровь используют только после повторной проверки по окончании срока карантина.

Тем не менее многое зависит и от нашей собственной бдительности. «Риск заражения будет ниже, если мы с вами не будем делать татуировки и прокалывать уши и другие части тела в сомнительных местах, а также заведем собственные инструменты для маникюра и научимся требовать от стоматологов доказательств надлежащей стерилизации многоразовых инструментов и использования везде, где это возможно, одноразового инструментария», — говорит председатель правления МРОО «Вместе против гепатита» Никита Коваленко.

Лечить нельзя не лечить

До 2019 года единственным вариантом противовирусной терапии хронического гепатита С у пациентов младше 18 лет были инъекции интерферонов. Лечение было очень длительным, болезненным, тяжело переносилось и имело многочисленные побочные эффекты. Был высок риск развития аутоиммунных заболеваний.   Учитывая большой спектр нежелательных явлений, врачи до последнего откладывали такое лечение, а юным пациентам прописывали диету, витамины, назначали ограничения на физическую активность. Тех, у кого болезнь развивалась особенно агрессивно и формировался цирроз печени, передавали в руки трансплантологов. Остальным оставалось только ждать совершеннолетия, а до тех пор тщательно скрывать от окружающих свой диагноз.

Наступил переломный момент

Но сегодня ситуация может и должна в корне измениться. В 2015 году в России появились первые безинтерфероновые комбинации препаратов, а четыре года спустя они стали доступны для детей старше 12 лет. Это переломный момент не только для медицины, но и для каждой семьи, столкнувшейся с проблемой гепатита С. Современные лекарства прямого противовирусного действия (в виде таблеток) хорошо переносятся, и их надо принимать относительно недолго (от 8 недель для большинства пациентов). По окончании курса, а также через 12 недель после, пациенту надо сделать контрольный анализ крови, и если он будет «чистым», то вчерашний больной может считать себя абсолютно здоровым, если хроническая инфекция не оставила после себя дополнительных проблем.

Хронический гепатит С — первое хроническое инфекционное заболевание, которое можно победить без вакцинации. Кстати, вакцины от этой инфекции до сих пор нет, и вряд ли она в ближайшее время появится, поскольку сам вирус очень изменчив. «Всего за 5 лет терапия этого заболевания кардинально изменилась, — подчеркнул главный внештатный специалист по инфекционным болезням Минздрава РФ Владимир Чуланов. — Первые безинтерфероновые препараты воздействовали на отдельные генотипы. При высокой эффективности и хорошем профиле безопасности они не решали всех проблем. Поэтому исследования продолжались и завершились после разработки универсальных пангенотипных схем, которые подходят большинству пациентов, в том числе трудным. Их применение стало мировым стандартом, так как позволяет минимизировать сроки лечения, нагрузку на систему здравоохранения, отдельного врача и пациента».

«Хотя в педиатрии тяжелые последствия гепатита С встречаются реже, чем у взрослых пациентов, риски развития серьёзных осложнений этой инфекции или её влияния на другие хронические заболевания ребёнка существуют, — рассказала д. м. н, заведующая отделением педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и диетотерапии клиники ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», заведующая кафедрой гастроэнтерологии и диетологии РНИМУ им. Н. И. Пирогова Татьяна Строкова. — Своевременное лечение гепатита С имеет большое значение как для сохранения здоровья пациента, так и для предотвращения передачи инфекции его будущим детям. Всё больше регионов России начинает применять современные препараты для детей старше 12 лет: они позволяют безопасно и относительно быстро, всего за 8 недель, полностью вылечить хронический гепатит С».

Уже многие подростки прошли этот путь, и теперь могут начать жизнь с чистого листа. Все тревоги и ограничения, которые накладывал на них страшный диагноз, теперь для них далеко позади. Истории 11 пациентов из разных регионов России, которые успешно вылечились от этой болезни, можно прочитать в проекте «Чистые страницы» на портале «Такие дела». Там сами подростки, их родственники и врачи рассказали о том, через какие сложности им пришлось пройти во время болезни и как изменилась их жизнь после излечения.

Источник