Ученые нашли способ лечения фиброза печени, поврежденной алкоголем и гепатитом

В исследовании, опубликованном в научном журнале Gastroenterology, ученые из Медицинского факультета Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California San Diego School of Medicine) впервые продемонстрировали, что прогрессирование фиброза печени может быть остановлено путем манипулирования специальной популяцией клеток печени, называемой звёздчатые клетки печени (ЗКП).

Хроническое злоупотребление алкоголем и гепатит могут повредить печень, зачастую приводя к накоплению коллагена и рубцовой ткани. Понимание этого процесса, известного как фиброз печени, может помочь исследователям разработать новые способы профилактики и лечения таких состояний, как алкогольная болезнь печени (АБП), неалкогольный стеатогепатит (НАСГ) и неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП).  В печени ЗКП встречаются в 3 формах: нативные — у здоровых людей, активированные — у людей с заболеваниями печени, и инактивированные — у людей, которые выздоровели от фиброза печени. Терапевтические препараты для замедления прогрессирования фиброза доступны только на поздних стадиях, когда НАСГ приводит к циррозу печени. Алкогольную болезнь печени чаще всего лечат кортикостероидами, но они не очень эффективны. Ранняя трансплантация печени — единственное доказанное лечение, но оно предлагается только в отдельных медицинских центрах ограниченному числу пациентов.

Ученые определили несколько факторов транскрипции, которые отличают активные ЗКП от нативных, и изучили их на образцах печени человека и мышиной модели. Исследователи также использовали противоположный подход, стимулируя один из факторов транскрипции, PPARγ, с помощью химического вещества под названиемросиглитазон.

Исследователи обнаружили, что в тканях печени как мыши, так и человека ЗКП могут контролировать этот клеточный переключатель, активируя или ингибируя специфические факторы транскрипции, молекулы, которые включают или выключают гены.

У здоровых людей нативные ЗКП накапливают витамин А и поддерживают нормальную функцию печени — фильтруют кровь, метаболизируют лекарственные препараты и вырабатывают желчные кислоты, чтобы помочь пищеварению. Но при алкогольной болезни печени или гепатите ЗКП активируются и начинают вырабатывать коллаген, отличительный признак фиброза. По словам Киселевой, цели исследования заключались в том, чтобы:

- понять механизм, который переключает ЗКП из нативного в активное состояние;

- найти способы остановить процесс и инактивировать коллаген-продуцирующие ЗКП.

Некоторые из найденных учеными факторов транскрипции предотвращают активацию ЗКП или инактивируют их. Когда уровни каждого из этих нативно-ассоциированных факторов транскрипции были снижены в мышиных моделях ЗКП, клетки активировались, увеличивая выработку коллагена и способствовали фиброзу. Фиброз печени был более тяжелым у мышей, у которых отсутствовали эти факторы транскрипции. У мышей, получавших росиглитазон, исследователи наблюдали регресс фиброза печени и более быстрое разрешение фиброзных рубцов, чем у мышей из контрольной группы.

Чтобы продолжить свои усилия, Кисселева и его команда в настоящее время изучают роль других транскрипционных факторов, участвующих в поддержании нативности ЗКП, и находятся в поисках активаторов и ингибиторов. Ученые также планируют более детально взглянуть на гены, которые регулируют факторы транскрипции, и определить, могут ли они быть непосредственно направлены на инактивацию ЗКП.