Законодательные проблемы лекарственного обеспечения

Межрегиональная общественная организация
содействия пациентам с вирусными гепатитами

8 800 775-9200

Хронический гепатит, фиброз, цирроз... следующая остановка рак печени? Не обязательно! Читайте подробно о диагностике и лечении рака печени


Наши партнеры


Горячая линия правовой помощи

8 800 500-8266

По будням с 13:00-17:00 мск.


Записаться к врачу
в Московской области

8 800 550-5030

КРУГЛОСУТОЧНО


Горячая линия для онкобольных

8 800 100-0191

КРУГЛОСУТОЧНО


Горячая линия Росздравнадзора

8 800 550-9903

КРУГЛОСУТОЧНО


Горячая линия Роспотребнадзора

8 800 555-4943

КРУГЛОСУТОЧНО


23 мая председатель правления МОО «Вместе против гепатита» принял участие в работе круглого стола «Законодательные аспекты совершенствования обеспечения льготных категорий граждан необходимыми препаратами», который провел Комитет Государственной Думы по охране здоровья.

Обсуждались вопросы лекарственного обеспечения не только по программам 7 высокозатратных нозологий и других льготных категорий, но и изменения нормативного регулирования, необходимые для обеспечения жителей всех регионов России препаратами для лечения хронических вирусных гепатитов. Основные проблемные точки в своем выступлении описал председатель правления МОО «Вместе против гепатита» Никита Коваленко.

Согласно Постановления №715 Правительства РФ, гепатиты — это особо опасное, социально значимое заболевание. В 323ФЗ оказание медпомощи больным такими заболеваниями вынесено в отдельную 43 статью.

По идее, профилактике и лечению этого заболевания должно уделяться особое внимание. Однако, на деле и пациенты, и врачи постоянно попадают в ситуации, допускающие двойное толкование.

Например, приказом Минздрава России №685н и Стандартами оказания медпомощи определяется порядок оказания медицинской помощи больным хроническим вирусным гепатитом С. Предполагается, что лечение происходит в условиях стационара. Фактически гепатит лечится амбулаторно. Т.е. реально больной сдает анализы, проходит обследование и получает рецепт. В таком случае лекарства он должен покапать самостоятельно.

Но цена самого дешевого и не очень эффективного, с кучей тяжелых побочек курса лечения составляет 350 тыс. руб. В стране со средней зарплатой 35 тыс. руб., где 40% населения испытывают сложности с покупкой новой одежды и даже еды, это запретительная цена. Препараты прямого противовирусного действия доступны приблизительно 4% россиян.

Чтобы обеспечить больных лекарствами, их лечат в режиме так называемого «дневного стационара». В конце прошлого года были разработаны даже новые КСГ, позволяющие оплатить лечение гепатита С в том числе и современными препаратами. Это прекрасно. Это огромный шаг вперед.

Но получается, что лечение в условиях «дневного стационара» – это добрая воля руководства региона и конкретного медицинского учреждения. Т.е. лекарства получат только жители тех регионов, где такая воля есть. А жители остальной части России им будут завидовать.

Дальше Постановление Правительства Российской Федерации №1438 устанавливает «Правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов /…/ на закупку антивирусных препаратов для /…/ инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С». В этой формулировке это читается как ко-инфекция – одновременное инфицирование ВИЧ и гепатитами. Такое прочтение подкрепляется поправками, которые были внесены в прошлом году в 323ФЗ. Но в любом случае согласно перечню препаратов, который включен в этот документ, лечить гепатиты предполагается только интерферонами. Ни одного препарата прямого противовирусного действия для лечения гепатитов там нет.

В госзакупки попадают препараты, включенные в список ЖНВЛП. Несмотря на то, что все основные препараты доступны на российском рынке два года, в список ЖНВЛП включен только один. Формально это не запрещает регионам покупать такие препараты за свой счет. Но ни на какую помощь из федерального бюджета рассчитывать не приходится. А еще может прийти Счетная палата и сказать, что закупки не соответствуют принципу «одноканального финансирования здравоохранения».

В некоторых регионах до сих пор существует привязка лечения гепатитов к инвалидности или ВИЧ-инфекции. Даже если не учитывать, что лечение гепатита на стадии цирроза требует удвоения продолжительности курса и кучи дополнительных процедур, а часть препаратов из списка ЖНВЛП вообще применять нельзя, на наш взгляд бесчеловечно ждать, когда болезнь полностью разрушит печень пациента или склонять их к получению инвалидности или сознательному заражению ВИЧ, в надежде получить доступ к лечению. Хотя бы потому, что это влечет за собой дополнительные расходы бюджета.

Отдельно хочется сказать о больных гепатитами, которые имеют инвалидность и право на дополнительное лекарственное обеспечение по другим нозологиям. Например, гемофилия, почечная недостаточность, ВИЧ и пр. У них существенно выше риск развития цирроза и других негативных последствий гепатита. Однако, они не могут рассчитывать на лечение гепатитов препаратами прямого противовирусного действия, так как для них могут закупаться, опять таки, только препараты из списка ЖНВЛП. А стандартная терапия интерферонами им в большинстве случаев противопоказана.

На наш взгляд, причина такой ситуации с гепатитами заложена в 323ФЗ. Лекарственное обеспечение инфицированных ВИЧ и туберкулезом находится на федеральном уровне и четко прописано.

В статье 14 того, где речь идет о полномочиях федеральной власти в области охраны здоровья четко написано «организация обеспечения антивирусными лекарственными препаратами лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C.»

А остальные социально значимые и особо опасные заболевания находятся на уровне субъектов федерации и там формулировка звучит абстрактно: «установление мер социальной поддержки обеспечения лекарственными препаратами лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих». Под такую расплывчатую формулировку подходят как серьезные мероприятия по профилактике, диагностике и лечению хронических вирусных гепатитов, так и полное их отсутствие.

Не нужно недооценивать гепатиты – по данным ВОЗ, от их последствий в мире умирает больше людей, чем от СПИДа и туберкулеза вместе взятых. Только особенность российской практики регистрации причин смерти скрывает от нас весь драматизм ситуации в нашей стране.

На круглом столе от имени МОО «Вместе против гепатита» в адрес Председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья Дмитрия Анатольевича Морозова были переданы предложения в Резолюцию круглого стола предусматривающие:

    • создание Федеральной целевой программы «Профилактики, диагностики и лечения хронических гепатитов в Российской Федерации», предусматривающей к 2030 году снижение на 90% заболеваемости хроническим вирусным гепатитом С, в соответствии с «Глобальной стратегией по гепатитам» подписанной Российской Федерацией 28 мая 2016 года в ходе работы Ассамблеи Всемирной организации;
    • внесение изменений и дополнений в отдельные статьи Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации №1438 «О финансовом обеспечении закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С», Постановление Правительства Российской Федерации №1273 «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации №№ 685н и 786н;
    • разработку и принятие обновленных Стандартов оказания медицинской помощи больным хроническими вирусными гепатитами;
    • ликвидацию препятствий, мешающих включению в список ЖНВЛП препаратов прямого противовирусного действия для лечения хронических вирусных гепатитов.